Совместный приказ и.о. Министра юстиции Республики Казахстан от 23 апреля 2010 года № 138 и Министра экономического развития и торговли Республики Казахстан от 29 апреля 2010 года № 17 Об утверждении Критериев оценки степени рисков в сфере деятельности по оценке имущества.

В целях реализации статьи 38 Закона Республики Казахстан «О частном предпринимательстве» ПРИКАЗЫВАЕМ:

1. Утвердить прилагаемые Критерии оценки степени рисков в сфере деятельности по оценке имущества.

2. Комитету регистрационной службы и оказания правовой помощи Министерства юстиции Республики Казахстан (Аманбаев А.Т.):
1) обеспечить государственную регистрацию настоящего приказа;
2) после государственной регистрации настоящего приказа обеспечить его официальное опубликование;
3) обеспечить размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства юстиции Республики Казахстан.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего Вице-министра юстиции Республики Казахстан.

4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

И.о. Министра юстиции
Республики Казахстан
Д. Куставлетов Министр экономического развития и торговли
Республики Казахстан
Ж. Айтжанова


Утверждены
совместным приказом
Министра юстиции Республики Казахстан
от 23 апреля 2010 года № 138
и Министра экономического развития и торговли
Республики Казахстан
от 29 апреля 2010 года № 17

Критерии оценки степени рисков в сфере деятельности по оценке имущества

1. Настоящие Критерии разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан «О частном предпринимательстве» для определения показателей рисков в целях отнесения лицензиатов по оценке имущества к степеням риска.

2. В настоящих Критериях использованы следующие понятия:

1) риск - недостоверная оценка, осуществленная на несуществующий объект или с нарушением требований законодательства в области оценочной деятельности, стандартов оценки, с использованием в отчете недостоверных данных, приводящих к искажению рыночной или иной стоимости объекта оценки, которые могут являться предпосылками для экономических преступлений, а также противоречить имущественным интересам потребителей услуг, третьих лиц;
2) система оценки рисков - комплекс мероприятий, проводимый уполномоченным на осуществление контрольных функций государственным органом, с целью планирования проверок лицензиатов по оценке имущества;
3) критерии оценки степени риска - совокупность количественных и качественных показателей, связанных с непосредственной деятельностью лицензиатов, позволяющих отнести субъектов к различным степеням риска;
4) субъект контроля - физическое или юридическое лицо, имеющее лицензию на право осуществления деятельности по оценке имущества (за исключением объектов интеллектуальной собственности, стоимости нематериальных активов), оценке интеллектуальной собственности, стоимости нематериальных активов (далее - Лицензиат).

3. Оценка рисков деятельности Лицензиатов проводится с учетом стажа работы в области оценочной деятельности, отраслевой статистики нарушений законодательства в области оценки имущества, а также результатов проверок, в следующем порядке:
1) классификация субъектов по степеням риска с учетом стажа работы в области оценочной деятельности;
2) отнесение субъектов по степеням риска с учетом отраслевой статистики нарушений законодательства в области оценки имущества, результатов проверок в соответствии с качественными показателями риска от деятельности Лицензиата.

4. Классификация Лицензиатов по значимости с учетом стажа работы в области оценочной деятельности:
субъекты высокой значимости - Лицензиаты со стажем работы в области оценочной деятельности до 5 лет;
субъекты средней значимости - Лицензиаты со стажем работы в области оценочной деятельности от 5 до 10 лет;
субъекты незначительной значимости - Лицензиаты со стажем работы в области оценочной деятельности от 10 лет и выше.

5. При отнесении субъектов по степеням риска субъекты перераспределяются в зависимости от качественных критериев оценки степени рисков в области оценочной деятельности.
Оценка риска производится путем систематического использования имеющейся информации.
Органы юстиции осуществляют анализ данных по предыдущим плановым и внеплановым проверкам, сведениям, представленным правоохранительными органами и судами, жалобам и обращениям физических и юридических лиц, сведениям, полученным от палат оценщиков, а также других документов и (или) сведений о деятельности Лицензиатов.

Баллы присваиваются согласно следующим критериям:
1) наличие у Лицензиата нарушений по договорам на проведение оценки:
нарушения по форме и содержанию договоров - 2 балла;
заключение договоров в случаях, запрещенных законодательством в области оценочной деятельности - 3 балла;
2) наличие нарушений по отчетам об оценке:
нарушения по форме и содержанию отчетов, не влияющих на результат оценки - 2 балла;
нарушения требований к отчету и методам, влияющих на результат оценки - 3 балла;
3) повторность нарушений:
нарушения, совершенные повторно после года и более после наложения административного взыскания - 2 балла;
нарушения, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания - 3 балла;
4) неустранение нарушений лицензионных правил и норм, повлекших привлечение к административной ответственности по истечении срока приостановления действия лицензии - 3 балла;
5) не ведется книга отчетов проведения оценки с указанием нумерации договоров на проведение оценки в хронологическом порядке - 1 балл;
6) несоблюдение требований о хранении составленных отчетов (в течение 5 лет) - 2 балла;
7) неосуществление непосредственного обследования объекта оценщиками - 3 балла;
8) отсутствие страхового полиса о гражданско-правовой ответственности - 3 балла;
9) наличие обоснованной жалобы - 3 балла;
10) наличие одного и более решения суда о признании отчета недействительным (частного определения в отношении оценщика) - 20 баллов;
11) предоставление Лицензиатом заведомо недостоверной информации при получении лицензии - 20 баллов;
12) несоответствие квалификационным требованиям - 20 баллов.

6. По каждому критерию риска присваиваются соответствующие баллы, имеющие предельный размер.

7. Баллы по критериям риска суммируются для определения общего суммарного итога по всем критериям.

8. Результаты суммарного итога по всем критериям риска используются для дифференциации Лицензиатов по степени рисков.

9. Дифференциация Лицензиатов по степени рисков осуществляется следующим образом:
высокая степень риска - свыше 21 баллов;
средняя степень риска - от 12 до 20 баллов (включительно);
незначительная степень риска - до 11 баллов (включительно).

10. Отбор Лицензиатов на проведение плановой проверки внутри одной группы риска осуществляется по принципу наибольшего количества баллов.

Зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан 2 июня 2010 года под № 6271

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 и пунктом 1 статьи 10-2 Закона Республики Казахстан от 30 ноября 2000 года «Об оценочной деятельности в Республике Казахстан», ПРИКАЗЫВАЮ:


1. Утвердить:

1) Требования к форме и содержанию отчета об оценке согласно приложению 1 к настоящему приказу;

2) Стандарт оценки «Оценка стоимости движимого имущества» согласно приложению 2 к настоящему приказу;

3) Стандарт оценки «Оценка стоимости недвижимого имущества» согласно приложению 3 к настоящему приказу;

4) Стандарт оценки «Базы и типы стоимости» согласно приложению 4 к настоящему приказу;

5) Стандарт оценки «Оценка стоимости объектов интеллектуальной собственности и нематериальных активов», согласно приложению 5 к настоящему приказу.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра юстиции Республики Казахстан Әбдірайым Б.Ж.

3. Департаменту регистрационной службы и организации юридических услуг в установленном законодательством порядке обеспечить государственную регистрацию настоящего приказа и его официальное опубликование.

4. Настоящий приказ водится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

Министр Б.Имашев        

Глава 16. Оценка имущества, приобретаемого или отчуждаемого государством по отдельным основаниям

В статью 203 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Казахстан от 21 июля 2015 года № 337-V

Статья 203. Общие положения об оценке имущества, приобретаемого или отчуждаемого государством по отдельным основаниям

1. Правила настоящей главы применяются к оценке имущества при реализации приоритетного права на приобретение стратегического объекта, национализации, реквизиции, отчуждении земельных участков или иного недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд, передаче имущества в качестве имущественного вклада в уставный капитал товариществ с ограниченной ответственностью либо в оплату приобретения акций акционерных обществ, предоставлении государственных натурных грантов.

2. Оценка имущества, приобретаемого или отчуждаемого государством по основаниям, указанным в пункте 1 настоящей статьи, проводится оценщиком в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об оценочной деятельности в Республике Казахстан».

3. Оплата вознаграждения оценщика осуществляется из бюджетных средств.

4. Споры о достоверности результатов оценки, а также о проведении повторной оценки и ее достоверности разрешаются в порядке, предусмотренном законами Республики Казахстан.

5. К отношениям по оценке имущества, возникающим при приобретении и прекращении прав государства на имущество, передаче государственного имущества во владение и (или) в пользование, применяются правила Закона Республики Казахстан «Об оценочной деятельности в Республике Казахстан».

Статья 204. Порядок определения оценщика имущества, приобретаемого или отчуждаемого государством по отдельным основаниям

Для приобретаемых или отчуждаемых государством отдельных видов имущества по основаниям, предусмотренным в пункте 1 статьи 203 настоящего Закона, оценщик определяется в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственных закупках.

Статья 205. Особенности оценки имущества, приобретаемого государством при национализации

1. При проведении оценки национализируемого имущества установлению подлежит рыночная стоимость данного имущества без учета ее изменения в результате объявления о предстоящей национализации.

2. По требованию собственника национализируемого имущества проводится повторная оценка стоимости национализируемого имущества на дату выплаты возмещения. Оплата вознаграждения оценщика осуществляется из бюджетных средств.

3. При выплате возмещения стоимости национализируемого имущества иным имуществом оценка передаваемого имущества собственнику в обмен на национализируемое должна быть произведена по правилам статей 203 и 204 настоящего Закона.

Статья 206. Особенности оценки имущества, приобретаемого государством при реализации приоритетного права на приобретение стратегического объекта

1. При проведении оценки имущества, приобретаемого государством при реализации приоритетного права на приобретение стратегического объекта, установлению подлежит рыночная стоимость стратегического объекта без учета ее изменения в результате объявления о реализации государством приоритетного права на приобретение стратегического объекта, определенная отчетом об оценке стратегического объекта, представленного собственником стратегического объекта в соответствии с пунктом 1 статьи 188 настоящего Закона.

2. Проведение повторной оценки стратегического объекта может быть поручено оценщику, определяемому по правилам статей 203 и 204 настоящего Закона. Повторная оценка стратегического объекта не может осуществляться оценщиком, проводившим первоначальную оценку стратегического объекта.

3. По требованию собственника стратегического объекта может быть проведена повторная оценка стоимости стратегического объекта на дату выплаты возмещения. Оплата вознаграждения оценщика осуществляется из бюджетных средств.

Статья 207. Особенности оценки имущества, приобретаемого государством при реквизиции

1. При реквизиции оценщик определяется уполномоченным органом, проводящим реквизицию, в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственных закупках.

2. Оценка имущества при реквизиции утверждается уполномоченным органом, проводящим реквизицию.

3. Порядок оценки и определения размера возмещения стоимости реквизируемого имущества устанавливается Правительством Республики Казахстан.

Статья 208. Особенности оценки имущества, приобретаемого государством при его изъятии для государственных нужд

1. При проведении оценки отчуждаемого для государственных нужд земельного участка или иного недвижимого имущества в связи с изъятием для государственных нужд установлению подлежит рыночная стоимость данного имущества без учета ее изменения в результате принятия постановления, указанного в пункте 2 статьи 63 настоящего Закона.

Оценка отчуждаемого для государственных нужд земельного участка или иного недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд производится в соответствии со стандартом оценки, утверждаемым уполномоченным органом в области оценочной деятельности.

2. По требованию собственника отчуждаемого для государственных нужд земельного участка или иного недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд, направляемому в исполнительный орган, должна быть проведена повторная оценка стоимости отчуждаемого для государственных нужд имущества на дату выплаты возмещения. Повторная оценка отчуждаемого для государственных нужд земельного участка или иного недвижимого имущества не может осуществляться оценщиком, проводившим первоначальную оценку имущества.

3. При предоставлении возмещения иным, чем деньги, имуществом его оценка должна быть произведена по правилам статей 203 и 204 настоящего Закона.

Статья 209. Особенности оценки государственного имущества, передаваемого в качестве имущественного вклада в уставный капитал товариществ с ограниченной ответственностью либо в оплату акций акционерных обществ

1. Стоимость государственного имущества, передаваемого в качестве имущественного вклада в уставный капитал товариществ с ограниченной ответственностью либо в оплату акций акционерных обществ, должна быть подтверждена оценщиком.

2. При передаче права пользования имуществом в качестве имущественного вклада в уставный капитал товариществ с ограниченной ответственностью либо в оплату акций акционерных обществ размер этого вклада или размер оплаты акций определяется платой за пользование таким имуществом по правилам пункта 1 статьи 59 Гражданского кодекса Республики Казахстан и законами Республики Казахстан «Об акционерных обществах» и «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью».

Астана, Акорда, 1 марта 2011 года
№ 413-IV ЗРК

Закон Республики Казахстан от 30 ноября 2000 года № 109-II 
Об оценочной деятельности в Республике Казахстан (с изменениями и дополнениями по состоянию на 04.12.2015 г.)


В преамбулу внесены изменения в соответствии с Законом РК от 14.02.03 г. № 388-II.

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении оценочной деятельности с целью установления рыночной или иной стоимости объектов оценки, определяет права и обязанности субъектов оценочной деятельности.

Глава 1. Общие положения

Статья 1 изложена в редакции Закона РК от 14.02.03 г. № 388-II; Закона РК от 01.03.11 г. № 414-IV

Статья 1. Законодательство Республики Казахстан об оценочной деятельности

1. Законодательство Республики Казахстан об оценочной деятельности основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

Пункт 2 изложен в редакции Закона РК от 04.12.15 г. № 435-V (см. стар. ред)

2. Особенности организации оценки государственного имущества, случаи и особенности оценки имущества при его поступлении в состав государственного имущества, передаче государственного имущества в пользование физическим лицам и негосударственным юридическим лицам, а также при отчуждении государственного имущества устанавливаются статьей 100-1 и главой 16 Закона Республики Казахстан «О государственном имуществе».

3. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, то применяются правила международного договора.

В статью 2 внесены изменения Законом РК от 14.02.03 г. № 388-II; Законом РК от 20.12.04 г. № 13-III (введен в действие с 1 января 2005 года); изложена в редакции Закона РК от 09.11.09 г. № 197-IV (вводится в действие по истечении двадцати одного календарного дня после его первого официального опубликования); внесены изменения в соответствии с Законом РК от 10.07.12 г. № 36-V.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
1) оценка - определение возможной рыночной или иной стоимости объекта оценки;

2) подход к оценке - способ определения возможной рыночной или иной стоимости объекта оценки с использованием одного или нескольких методов оценки;

3) метод оценки - совокупность действий юридического, финансово-экономического и организационно-технического характера, используемых для установления рыночной и иной стоимости объекта оценки;

4) дата оценки - день или период времени, на который определяется возможная рыночная или иная стоимость объекта оценки;

5) оценочная деятельность - предпринимательская деятельность, осуществляемая оценщиками, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости на определенную дату, если иное не предусмотрено законами Республики Казахстан;

6) нормативные правовые акты в области оценочной деятельности - акты, устанавливающие требования к проведению оценки, используемым подходам и методам, содержанию и форме отчетов об оценке;

7) стандарты оценки - нормативный документ, в котором устанавливаются для всеобщего и многократного использования правила, принципы и характеристики в области оценочной деятельности;

8) отчет об оценке - передаваемое заказчику письменное сообщение оценщика о результатах работы по оценке, соответствующее требованиям настоящего Закона;

9) оценщик - физическое или юридическое лицо, имеющее лицензию на осуществление оценочной деятельности и обязательно являющееся членом одной из палат оценщиков;

10) палата оценщиков - самостоятельная организационно-правовая форма некоммерческой организации, создаваемая для защиты прав и законных интересов оценщиков;

11) недостоверная оценка - оценка, осуществленная на несуществующий объект или с нарушением требований нормативных правовых актов в области оценочной деятельности, стандартов оценки, с использованием в отчете об оценке недостоверных данных, приводящих к искажению рыночной или иной стоимости объекта оценки;

12) повторная оценка - определение рыночной или иной стоимости объекта вследствие возникающих споров по результатам оценки между субъектами оценочной деятельности;

13) рыночная стоимость - расчетная денежная сумма, по которой данный объект может быть отчужден на основании сделки в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют, располагая всей доступной информацией об объекте оценки, а на цене сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, когда:
одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана приобретать;
стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах;
цена сделки представляет собой эквивалент денежного вознаграждения за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было;

14) иная стоимость - иная, кроме рыночной, стоимость объекта оценки, виды которой устанавливаются стандартами оценки;

15) заказчик - физическое или юридическое лицо, потребитель услуг оценщика;

16) уполномоченный орган - государственный орган, осуществляющий государственное регулирование в области оценочной деятельности;

Статья дополнена подпунктом 16-1 в соответствии с Законом РК от 17.11.15 г. № 408-V
16-1) Государственная корпорация «Правительство для граждан» (далее - Государственная корпорация) - юридическое лицо, созданное по решению Правительства Республики Казахстан, для оказания государственных услуг в соответствии с законодательством Республики Казахстан, организации работы по приему заявлений на оказание государственных услуг и выдаче их результатов услугополучателю по принципу «одного окна», а также обеспечения оказания государственных услуг в электронной форме;

17) третьи лица - лица, не входящие в число оценщиков и заказчиков, имеющие определенное отношение к оцениваемому имуществу, оценочной деятельности оценщика и заказу заказчика.

Статья 3 изложена в редакции Закона РК от 14.02.03 г. № 388-II

Статья 3. Основные принципы оценочной деятельности

Основными принципами оценочной деятельности являются объективность и достоверность.

Статья 4 изложена в редакции Закона РК от 14.02.03 г. № 388-II; Закона РК от 09.11.09 г. № 197-IV (вводится в действие по истечении двадцати одного календарного дня после его первого официального опубликования)

Статья 4. Субъекты оценочной деятельности

1. Субъектами оценочной деятельности являются оценщики, заказчики и третьи лица.

Пункт 2 изложен в редакции Закона РК от 16.05.14 г. № 203-V 

2. Оценщики - физические лица вправе заниматься оценочной деятельностью в соответствии с настоящим Законом на основании трудового договора с юридическим лицом, осуществляющим оценочную деятельность, либо самостоятельно в качестве индивидуального предпринимателя на основании лицензии, предусмотренной Законом Республики Казахстан «О разрешениях и уведомлениях».

Пункт 3 изложен в редакции Закона РК от 16.05.14 г. № 203-V 

3. Оценщики - юридические лица вправе заниматься оценочной деятельностью на основании лицензии, предусмотренной Законом Республики Казахстан «О разрешениях и уведомлениях».

В статью 5 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 14.02.03 г. № 388-II

Статья 5. Объекты оценки

К объектам оценки относятся:

1) отдельные материальные объекты (вещи), в том числе бесхозяйное, выморочное имущество;

2) совокупность вещей, составляющих имущество лица, в том числе имущество определенного вида (движимое или недвижимое);

3) право собственности и иные вещные права на имущество или отдельные вещи из состава имущества;

4) право требования обязательства (долги);

5) работы, услуги, информация;

6) объекты права интеллектуальной собственности;

7) иные объекты гражданских прав.

В статью 6 внесены изменения Законом РК от 24.12.01 г. № 276-II; Законом РК от 14.02.03 г. № 388-II; Законом РК от 20.12.04 г. № 13-III (введен в действие с 1 января 2005 года); Законом РК от 09.11.09 г. № 197-IV (вводится в действие по истечении двадцати одного календарного дня после его первого официального опубликования); Законом РК от 19.03.10 г. № 258-IV; Законом РК от 10.02.11 г. № 406-IV; Законом РК от 24.03.11 г. № 420-IV

Статья 6. Виды оценки

1. Видами оценки являются обязательная и инициативная.

2. Обязательная оценка в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан проводится:

1) для налогообложения объектов недвижимости физических лиц, не используемых в предпринимательской деятельности, а также для определения кадастровой (оценочной) стоимости земельных участков крестьянских или фермерских хозяйств;

2) для приватизации, передачи в доверительное управление либо в аренду (аренду с последующим выкупом);

3) для ипотечного кредитования: при предоставлении ипотечного займа, а также при необходимости реализации залогового имущества;

См.: Письмо Агентства Республики Казахстан по защите конкуренции (Антимонопольное Агентство) от 12 января 2010 года № 03-4/9474

4) для выкупа и изъятия имущества у собственника для государственных нужд;

5) для определения стоимости имущества должника, когда он или взыскатель возражают против произведенной судебным исполнителем оценки;

6) для определения стоимости имущества, поступившего в государственную собственность;

7) в иных случаях.

2-1. Исключен в соответствии с Законом РК от 01.03.11 г. № 414-IV 
2-2. Исключен в соответствии с Законом РК от 01.03.11 г. № 414-IV 

3. Инициативная оценка проводится на основании волеизъявления заказчика по проведению оценщиком оценки любого объекта оценки в соответствии с настоящим Законом и другими нормативными правовыми актами Республики Казахстан.
Право на проведение оценки объекта оценки является безусловным и не зависит от установленного законодательством порядка осуществления бухгалтерского учета и отчетности.
Данное право распространяется и на проведение повторной оценки объекта оценки. Результаты проведения оценки объекта оценки могут быть использованы для корректировки данных бухгалтерского учета и отчетности.
Примечание. Заказчиком услуг по оценке имущества физических лиц для налогообложения, не используемого в предпринимательской деятельности, являются местные исполнительные органы города республиканского значения, столицы района (города областного значения).

Глава 1 дополнена статьей 6-1 в соответствии с Законом РК от 10.07.12 г. № 34-V; изложена в редакции Закона РК от 29.09.14 г. № 239-V; Закона РК от 17.11.15 г. № 408-V 

Статья 6-1. Деятельность Государственной корпорации в сфере определения стоимости объектов налогообложения

1. Деятельность по определению стоимости объектов налогообложения (жилища, дачной постройки, объекта незавершенного строительства, холодной пристройки, хозяйственной (служебной) постройки, цокольного этажа, подвала жилища, гаража) относится к государственной монополии и осуществляется Государственной корпорацией в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

2. Цены на товары (работы, услуги), производимые и (или) реализуемые Государственной корпорацией, устанавливаются уполномоченным органом, определяемым решением Правительства Республики Казахстан из числа центральных государственных органов, по согласованию с уполномоченным органом и антимонопольным органом.

Глава 2. Основания и условия осуществления оценочной деятельности

В статью 7 внесены изменения Законом РК от 14.02.03 г. № 388-II; Законом РК от 20.12.04 г. № 13-III (введен в действие с 1 января 2005 года)

Статья 7. Основания проведения оценки

1. Основанием для проведения оценки является договор на проведение оценки, заключенный между оценщиком и заказчиком в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан.По договору на проведение оценки оценщик обязуется выполнить услуги для установления рыночной или иной стоимости объектов оценки, а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

2. В случаях, предусмотренных законодательными актами, оценка объекта, в том числе повторная, должна быть произведена на основании решения суда или уполномоченного органа.

3. Суд и уполномоченный орган самостоятельны в выборе оценщика.

В статью 8 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 14.02.03 г. № 388-II; Законом РК от 09.11.09 г. № 197-IV (вводится в действие по истечении двадцати одного календарного дня после его первого официального опубликования)

Статья 8. Обязательные требования к договору на проведение оценки

1. К договору на проведение оценки применяются нормы Гражданского кодекса Республики Казахстан о договоре возмездного оказания услуг.

2. Договор на проведение оценки должен содержать:
1) реквизиты заказчика и оценщика:
для физического лица - фамилию, имя, отчество (при его наличии), место жительства;
для юридического лица - наименование, место нахождения (почтовый адрес), банковские реквизиты;
2) наименование и (или) место нахождения объекта (объектов) оценки, вид определяемой стоимости;
3) вид оценки;
4) вид объекта оценки;
5) сроки проведения оценки;
5-1) указание на стандарты оценки, которые будут применяться при проведении оценки;
6) условия, порядок и размер оплаты за оказываемые услуги;
7) права, обязанности и ответственность сторон;
8) реквизиты документа, подтверждающего право собственности заказчика на объект оценки, либо иные основания, предоставляющие право заказчику на заключение договора об оценке;
9) реквизиты лицензии на право осуществления деятельности по оценке имущества (номер и дату выдачи лицензии с указанием органа, выдавшего ее).

В договоре на проведение оценки могут быть и другие условия, не предусмотренные настоящим пунктом.

В статью 9 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 14.02.03 г. № 388-II; Законом РК от 12.01.07 г. № 222-III; Законом РК от 09.11.09 г. № 197-IV (вводится в действие по истечении двадцати одного календарного дня после его первого официального опубликования); Законом РК от 10.07.12 г. № 36-V; Законом РК от 29.09.14 г. № 239-V

Статья 9. Требования к содержанию отчета об оценке

1. По результатам проведенной оценки составляется отчет об оценке в двух экземплярах, один из которых хранится у заказчика, второй - у оценщика. Требования к форме и содержанию отчета об оценке устанавливаются уполномоченным органом.

2. Отчет, составленный оценщиком, являющимся индивидуальным предпринимателем, подписывается им и заверяется его личной печатью.

Отчет юридического лица, имеющего лицензию на осуществление оценочной деятельности, подписывается оценщиком - физическим лицом, утверждается руководителем юридического лица либо уполномоченным им лицом и заверяется печатью.

3. В случае, если оценка проводилась несколькими оценщиками по разным объектам оценки, входящим в состав оцениваемого объекта оценки, отчет подписывается каждым оценщиком с указанием объектов оценки, по которым он проводил оценку.

4. В отчете об оценке должны быть указаны:
1) наименование (фамилия, имя, отчество (при его наличии) оценщика;
2) номер и дата выдачи лицензии на право осуществления деятельности по оценке имущества;
3) вид определяемой стоимости;
4) дата составления отчета и дата оценки;
5) наименование и (или) место нахождения и описание объекта (объектов) оценки;
6) подходы к оценке и методы оценки, используемые при проведении оценки;
7) стандарты оценки, используемые при проведении оценки;
8) фактические данные, используемые при проведении оценки, с указанием источника их получения;
9) обоснование расчета;
10) результат оценки;
11) иные сведения, необходимые для полного и однозначного толкования результата проведенной оценки.

В статью 10 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 08.05.03 г. № 414-II; Законом РК от 09.11.09 г. № 197-IV (вводится в действие по истечении двадцати одного календарного дня после его первого официального опубликования)

Статья 10. Независимость оценщика

1. Оценка не может проводиться оценщиком, если:

в отношении объекта оценки оценщик имеет либо приобретает вещные или обязательственные права вне договора;

оценщик является акционером, учредителем, работником, собственником, участником, кредитором, дебитором, спонсором юридического лица - заказчика, либо оценщик - физическое лицо является близким родственником или свойственником с заказчиком - физическим лицом;

оценщик - юридическое лицо, в котором руководитель либо уполномоченное им лицо состоит в близких родственных или свойственных связях с заказчиком - физическим лицом и (или) руководителем либо уполномоченным им лицом юридического лица.

См.: Письмо заместителя Председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций от 9 апреля 2010 года № 04-01-14/416/6351-И «Банкам, при проведении процедуры оценки залогового имущества в обязательном порядке необходимо принимать во внимание требование законодательства к оценщикам»

2. Не допускается вмешательство заказчика либо иных заинтересованных лиц в деятельность оценщика, если это может негативно повлиять на достоверность результата проведения оценки, в том числе ограничение круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении оценки.

3. Размер оплаты оценщику за проведение оценки не может выражаться в процентном отношении к определяемой стоимости объекта оценки и устанавливается по соглашению сторон до выполнения работ.

Закон дополнен статьей 10-1 в соответствии с Законом РК от 14.02.03 г. № 388-II

Статья 10-1. Страхование гражданско-правовой ответственности оценщика

Страхование гражданско-правовой ответственности оценщика является одним из условий, обеспечивающих защиту интересов потребителей услуг оценщика.
Страхование гражданско-правовой ответственности оценщика, возникающей вследствие причинения вреда в результате проведения оценки, осуществляется в порядке, определенном законодательными актами Республики Казахстан.

Закон дополнен статьей 10-2 в соответствии с Законом РК от 09.11.09 г. № 197-IV (вводится в действие по истечении двадцати одного календарного дня после его первого официального опубликования); Законом РК от 10.07.12 г. № 36-V; Законом РК от 29.09.14 г. № 239-V

Статья 10-2. Стандарты оценки

1. Стандартами оценки в Республике Казахстан признаются стандарты оценки, разработанные в соответствии с законодательством Республики Казахстан и утвержденные уполномоченным органом.
Оценщики при осуществлении оценочной деятельности имеют право использовать международные стандарты в области оценочной деятельности, не противоречащие законодательству Республики Казахстан.

2. Стандарты оценки являются общеобязательными для всех субъектов оценочной деятельности и распространяют свое действие на всей территории Республики Казахстан.

Пункт 3 изложен в редакции Закона РК от 29.10.15 г. № 376-V (введен в действие с 1 января 2016 года)

3. Стандарты оценки не относятся к нормативным документам по стандартизации, принятие которых осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области технического регулирования.

Глава 3. Права и обязанности оценщика

В статью 11 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 14.02.03 г. № 388-II; Законом РК от 09.11.09 г. № 197-IV (вводится в действие по истечении двадцати одного календарного дня после его первого официального опубликования)

Статья 11. Права оценщика

1. Оценщик имеет право:

1) самостоятельно применять методы оценки и подходы к оценке в соответствии со стандартами оценки и (или) с международными стандартами с указанием источника;
2) требовать от заказчика при проведении оценки обеспечения доступа к объекту, а также в полном объеме к документации, необходимой для осуществления оценки;
3) получать у заказчика разъяснения и дополнительные сведения, необходимые для осуществления оценки;
4) привлекать по мере необходимости на договорной основе к участию в проведении оценки иных оценщиков либо других специалистов;
5) отказаться от проведения оценки в случаях, если заказчик нарушил условия договора, не обеспечил предоставление необходимой информации об объекте оценки;
6) запрашивать в письменной или устной форме у третьих лиц информацию, необходимую для проведения оценки, за исключением сведений, составляющих государственные секреты, коммерческую и иную охраняемую законом тайну.
В случае, если отказ в предоставлении указанной информации существенным образом влияет на достоверность результатов оценки, оценщик указывает это в отчете.

2. Исключен в соответствии с Законом РК от 09.11.09 г. № 197-IV (вводится в действие по истечении двадцати одного календарного дня после его первого официального опубликования) 

Закон дополнен статьей 11-1 в соответствии с Законом РК от 14.02.03 г. № 388-II
Статья 11-1. Исключена в соответствии с Законом РК от 09.11.09 г. № 197-IV (вводится в действие по истечении двадцати одного календарного дня после его первого официального опубликования) 

Закон дополнен статьей 11-2 в соответствии с Законом РК от 14.02.03 г. № 388-II
Статья 11-2. Исключена в соответствии с Законом РК от 09.11.09 г. № 197-IV (вводится в действие по истечении двадцати одного календарного дня после его первого официального опубликования)

В статью 12 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 14.02.03 г. № 388-II; Законом РК от 09.11.09 г. № 197-IV (вводится в действие по истечении двадцати одного календарного дня после его первого официального опубликования)

Статья 12. Обязанности оценщика

Оценщик обязан:

1) соблюдать при осуществлении оценочной деятельности требования настоящего Закона, стандартов оценки, а также иных нормативных правовых актов Республики Казахстан;
1-1) соблюдать правила деловой и профессиональной этики, утвержденные палатой оценщиков, членом которой он является;
1-2) состоять членом только одной палаты оценщиков;
2) сообщать заказчику о невозможности своего участия в проведении оценки вследствие возникновения обстоятельств, препятствующих проведению объективной оценки;
3) обеспечивать сохранность и конфиденциальность документов, получаемых от заказчика и третьих лиц в ходе проведения оценки;
4) предоставлять по требованию представителя уполномоченного органа и заказчика лицензию на осуществление деятельности по оценке имущества;
5) не разглашать конфиденциальную информацию, полученную от заказчика и третьих лиц в ходе проведения оценки, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами;
6) осуществлять непосредственное обследование объекта и представлять заказчику отчет об оценке;
7) вести книгу отчетов проведения оценки с указанием нумерации договоров на проведение оценки в хронологическом порядке;
8) хранить составленные отчеты об оценке в течение 5 лет;
9) в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан, предоставлять копии хранящихся отчетов об оценке или информацию государственным органам по их законному требованию.

В статью 13 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 14.02.03 г. № 388-II; Законом РК от 09.11.09 г. № 197-IV (вводится в действие по истечении двадцати одного календарного дня после его первого официального опубликования)

Статья 13. Ответственность оценщика

Оценщик несет ответственность за:

1) нарушение требований нормативных правовых актов в области оценочной деятельности, а также стандартов оценки, правил деловой и профессиональной этики;

2) разглашение сведений, составляющих государственные секреты, коммерческую тайну;

3) недостоверную оценку;

4) сохранность и целостность документов и другой информации, предоставляемой ему для проведения оценки;

5) не предоставление копий отчетов об оценке или информации государственным органам в случаях, установленных законодательными актами Республики Казахстан.

Закон дополнен главой 3-1 в соответствии с Законом РК от 09.11.09 г. № 197-IV (вводится в действие по истечении двадцати одного календарного дня после его первого официального опубликования)

Глава 3-1. Палаты оценщиков

Статья 13-1. Палата оценщиков

1. Палата оценщиков является некоммерческой профессиональной самофинансируемой организацией, объединяющей в своем составе оценщиков.

2. Деятельность палаты оценщиков регулируется законодательством Республики Казахстан, учредительным договором и уставом.
На территории соответствующей области, города республиканского значения, столицы может быть создана и действовать только одна палата оценщиков.

3. Оценщику не может быть отказано в приеме в члены палаты оценщиков при признании им учредительного договора и устава палаты и выполнении условий вступления в членство палаты оценщиков. Отказ в приеме в членство палаты оценщиков может быть обжалован в судебном порядке.

4. Палаты оценщиков вправе объединяться в Республиканскую палату оценщиков в форме ассоциации (союза) и вступать в международные объединения оценщиков.

Статья 13-2. Функции палаты оценщиков

Функциями палаты оценщиков являются:

1) разработка и утверждение правил деловой и профессиональной этики оценщика;
2) обучение и переподготовка оценщиков;
3) разработка и утверждение правил и условий приема в члены палаты оценщиков с указанием оснований приема и исключения из членов палаты;
4) представление интересов своих членов в их отношениях с государственными органами, органами местного самоуправления, а также с международными профессиональными организациями оценщиков;
5) обеспечение соблюдения своими членами требований законодательства об оценочной деятельности, стандартов оценки, правил деловой и профессиональной этики;
6) ведение реестра членов палаты оценщиков и предоставление информации, содержащейся в этом реестре, заинтересованным лицам в порядке, установленном уполномоченным органом;
7) организация информационного и методического обеспечения своих членов;
8) рассмотрение обращений, ходатайств, жалоб оценщиков палаты, потребителей услуг в области оценочной деятельности на оценщика палаты;
9) представление в уполномоченный орган ходатайства о возбуждении дела об административном правонарушении по приостановлению или лишению лицензии члена палаты оценщиков в соответствии с законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях;
10) делегирование представителей для включения в состав квалификационной комиссии.

Статья 13-3. Республиканская палата оценщиков

1. Республиканская палата оценщиков является некоммерческой профессиональной самофинансируемой организацией, объединяющей в своем составе более половины от общего числа палат оценщиков, зарегистрированных на территории Республики Казахстан.
Наименование юридического лица, не зарегистрированного в качестве Республиканской палаты оценщиков в соответствии с законодательством Республики Казахстан, не может включать в себя слова «Республиканская палата оценщиков».

2. Деятельность Республиканской палаты оценщиков регулируется настоящим Законом, учредительным договором и уставом.

3. На территории Республики Казахстан образуется одна Республиканская палата оценщиков.

4. Функциями Республиканской палаты оценщиков являются:
1) разработка предложений по совершенствованию государственной политики в области оценочной деятельности;
2) представление интересов палат оценщиков в государственных органах, органах местного самоуправления, а также в международных профессиональных организациях оценщиков;
3) защита прав и законных интересов палат оценщиков;
4) участие в разработке стандартов оценки;
5) участие в разработке программ профессиональной переподготовки оценщиков;
6) разработка рекомендаций о порядке прохождения стажировки;
7) рассмотрение обращений, ходатайств, жалоб палат оценщиков, потребителей услуг в области оценочной деятельности на палаты оценщиков;
8) ведение реестра членов Республиканской палаты оценщиков и предоставление информации, содержащейся в этом реестре, заинтересованным лицам в порядке, установленном уполномоченным органом.

Глава 4. Права и обязанности заказчика

В статью 14 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 14.02.03 г. № 388-II 

Статья 14. Права заказчика

Заказчик имеет право:

1) получать от оценщика исчерпывающую информацию о требованиях законодательства, касающихся проведения оценки;

2) знакомиться с нормативными правовыми актами, на которых основываются отчет об оценке и выводы оценщика;

3) получать от оценщика необходимую информацию о методах проведения оценки;

4) отказаться от услуг оценщика в случае нарушения им условий договора.

В статью 15 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 14.02.03 г. № 388-II

Статья 15. Обязанности заказчика

Заказчик обязан:

1) создавать условия оценщику для своевременного и качественного проведения оценки в соответствии с договором;

2) предоставлять оценщику необходимую для проведения оценки документацию, полную и достоверную информацию, а также давать необходимые разъяснения, обеспечить доступ оценщика к объекту оценки;

3) не вмешиваться в деятельность оценщика, если это негативно повлияет на достоверность оценки;

4) направлять по требованию оценщика письменный запрос от своего имени в адрес третьих лиц для получения необходимой для проведения оценки информации.

Статья 16. Исключена в соответствии с Законом РК от 14.02.03 г. № 388-II

Статья 17 изложена в редакции Закона РК от 14.02.03 г. № 388-II

Статья 17. Рассмотрение споров

Споры, возникающие между оценщиком и заказчиком при осуществлении оценочной деятельности, разрешаются в судебном порядке.

Глава 5. Государственное регулирование оценочной деятельности

В статью 18 внесены изменения Законом РК от 14.02.03 г. № 388-II; Законом РК от 20.12.04 г. № 13-III (введен в действие с 1 января 2005 года); изложена в редакции Закона РК от 10.07.12 г. № 36-V

Статья 18. Контроль за деятельностью палат оценщиков

1. Уполномоченный орган осуществляет контроль за исполнением палатами оценщиков требований настоящего Закона.

В пункт 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 29.10.15 г. № 376-V (введен в действие с 1 января 2016 года)

2. Контроль осуществляется в форме проверки и иных формах контроля.
Проверка осуществляется в порядке, установленном Предпринимательским кодексом Республики Казахстан.
Иные формы контроля осуществляются в порядке, установленном настоящим Законом.
См.: Совместный приказ Министра юстиции Республики Казахстан от 4 апреля 2016 года № 147 и Министра национальной экономики Республики Казахстан от 28 марта 2016 года № 149 «Об утверждении проверочного листа в области оценочной деятельности»

Статья 19 изложена в редакции Закона РК от 14.02.03 г. № 388-II; внесены изменения в соответствии с Законом РК от 20.12.04 г. № 13-III (введен в действие с 1 января 2005 года); изложена в редакции Закона РК от 09.11.09 г. № 197-IV (вводится в действие по истечении двадцати одного календарного дня после его первого официального опубликования); внесены изменения в соответствии с Законом РК от 05.07.11 г. № 452-IV (введены в действие по истечении трех месяцев после его первого официального опубликования); Законом РК от 10.07.12 г. № 36-V

Статья 19. Компетенция уполномоченного органа в области оценочной деятельности

К компетенции уполномоченного органа относятся:

1) реализация государственной политики в области оценочной деятельности;
2) разработка и утверждение в пределах своей компетенции нормативных правовых актов;
3) разработка стандартов оценки;
4) лицензирование оценочной деятельности;
5) проведение квалификационного экзамена лиц, претендующих на занятие оценочной деятельностью;
6) утверждение программ профессиональной переподготовки специалистов в области оценочной деятельности;
7) Исключен в соответствии с Законом РК от 13.01.14 г. № 159-V (см. стар. ред.)
8) Исключен в соответствии с Законом РК от 13.01.14 г. № 159-V (см. стар. ред.)
9) осуществление государственного контроля в области оценочной деятельности;
9-1) Исключен в соответствии с Законом РК от 29.12.14 г. № 269-V (см. стар. ред.)
10) осуществление иных полномочий, предусмотренных настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.

Статья 20 изложена в редакции Закона РК от 09.11.09 г. № 197-IV (вводится в действие по истечении двадцати одного календарного дня после его первого официального опубликования); Законом РК от 29.09.14 г. № 239-V

Статья 20. Лицензирование оценочной деятельности в Республике Казахстан

Пункт 1 изложен в редакции Закона РК от 16.05.14 г. № 203-V

1. Лицензирование оценочной деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан о разрешениях и уведомлениях.

2. Физические лица, претендующие на право занятия оценочной деятельностью, проходят квалификационный экзамен в целях выявления их квалификационного уровня.

Для приема квалификационного экзамена образуется квалификационная комиссия, в состав которой должно входить нечетное число членов, в составе не менее пяти человек. В обязательном порядке в состав квалификационной комиссии включаются представители палат оценщиков, численность которых должна составлять не менее одной второй от общей численности состава комиссии.
К экзамену допускаются лица, имеющие высшее образование по специальности «оценка» и (или) высшее техническое или экономическое образование.
Лица, прошедшие экзамен, в течение трех рабочих дней со дня его сдачи получают решение уполномоченного органа о прохождении квалификационного экзамена.
Правила проведения квалификационного экзамена лиц, претендующих на право занятия оценочной деятельностью, утверждаются уполномоченным органом.

См.: Приказ Министра юстиции Республики Казахстан от 16 января 2015 года № 17 «О некоторых вопросах лицензирования деятельности по оценке имущества (за исключением объектов интеллектуальной собственности, стоимости нематериальных активов) и объектов интеллектуальной собственности, стоимости нематериальных активов»

Статья 21. Исключена в соответствии с Законом РК от 14.02.03 г. № 388-II

Глава 6. Заключительные положения

В статью 22 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 14.02.03 г. № 388-II

Статья 22. Ответственность за нарушение законодательства об оценочной деятельности
Лица, нарушившие законодательство об оценочной деятельности, несут ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.

Президент Республики Казахстан
Н. НАЗАРБАЕВ

joomla template 1.6

Приветственное слово

Уважаемые партнеры! 

Рады сообщить Вам о новом витке развития нашей компании!                                              ТОО «Assessment Partners Group» образовано в 2008 году. В 2011 году вместе с юридическими изменениями в компании произошли и организационные – новое руководство приняло новую политику в отношении внутренней и внешней организации бизнеса, а так же корпоративную культуру.  Подробнее...